Георгий Борщин
Система работает правильно тогда, когда те, кто принимает решения, несут за них всю полноту последствий.




Развитие бизнеса и рост выручки
Системы продаж, Маркетинг и PR
Антикризисный менеджмент и системная оптимизация
Группа компаний «Мультисистема»
Выход подразделения Группы из убытков в прибыль через сокращение неэффективных затрат, реорганизацию процессов, создание системы продаж и реализацию запасов
Группа компаний «Мультисистема» («Мультисистема», «Фибробетон» и «Ферран»), занимается строительством, производством стройматериалов и смесей, капитальным ремонтом зданий, а также производством и установкой приборов учёта.

Компания «Ферран» была создана в качестве экспериментального направления в Группе, специализируясь на производстве и продаже биологически активных добавок (БАД). Инновации в области железосодержащих БАД позволили компании получить статус резидента Сколково. Однако, более года она не могла достичь рентабельности, работая в убыток за счет дотаций Группы.

*Описание кейса не содержит конфиденциальной информации клиента.
1
Общее описание и анализ ситуации
  • Примерно треть сотрудников, включая специалистов по маркетингу и продажам, пришли из других компаний группы, куда они были направлены для повышения эффективности работы. Их опыт ограничивался работой в сфере B2G и B2B, они не обладали достаточными навыками для работы в условиях высококонкурентного рынка БАД, что стало очевидно уже после их прихода. Таким образом, вместо ожидаемого повышения эффективности, это привело лишь к увеличению зарплатных расходов компании «Ферран» и снижению рентабельности всей группы компаний.

  • Компания сохраняла структурные связи с материнской группой, включая тяжёлую CRM-систему и сотрудников IT-отдела. Это усложняло и запутывало процессы, создавая перегрузки для ключевых человеческих ресурсов. Оценить степень хаоса можно на схемах ниже.

  • Культура компании была «красной», основанной на приказах высшего руководства. Это соответствовало уровню строительного рынка, на котором работает материнская группа компаний, но было как минимум на два шага позади рынка БАД с его результативной и высококонкурентной культурой. Из-за этого управленческие решения не основывались на данных рынка, а опирались на представления руководства компании с идеей выталкивания продукта на рынок через крупные розничные сети при отсутствии спроса на товар со стороны конечного потребителя.

  • Бизнес-процессы были затруднены по нескольким причинам. Например, в компании имелись огромные избыточные запасы готовой продукции, упаковки и сырья, что приводило к тому, что значительные средства просто «замораживались» на складах.

  • Несмотря на то, что в штате компании были маркетологи и даже продукт-менеджер, фактически маркетинговый отдел не функционировал должным образом. Он не занимался сбором и анализом рыночных данных, а полагался на субъективные мнения сотрудников и руководства. Кроме того, маркетинговые работы иногда передавались на аутсорсинг посредственного качества.

  • Всё это привело к возникновению порочного круга неэффективности. Рядовые сотрудники были демотивированы и разочарованы в возможности достижения успеха. В коллективе процветала прокрастинация, формальное отношение к выполнению задач, недостаток инициативности и личной ответственности, и абсолютный скепсис к компетентности спускаемых сверху приказов руководства.
Дополнительная сложность заключалась в двух моментах:

  1. Из-за системных ошибок накопились запасы товара, в несколько десятков раз превышавшие даже квартальные продажи.
  2. Товар в этих запасах изначально был разработан без надлежащих исследований рынка и не имел спроса со стороны конечного потребителя.

Поэтому, помимо системных улучшений, необходимо было репозиционировать готовый продукт и реализовать эти товарные запасы.
2
Сокращение потерь
В первую очередь я сосредоточился на сокращении расходов и повышении финансовой эффективности:

1. Остановил сотрудничество с тремя внешними подрядчиками, чьи результаты работы были признаны неудовлетворительными. Одновременно взял на себя ответственность за организацию собственного отдела маркетинга и продаж.

2. Оптимизировал штат, избегая увольнений. Часть сотрудников была возвращена в материнскую группу на позиции, соответствующие их квалификации и способствующие повышению конкурентоспособности всей группы.

3. Приостановил закупки компонентов и производство продуктов, имеющих большие остатки и низкие продажи.

Эти меры позволили сразу высвободить более 1 500 000 рублей в месяц.
Благодаря антикризисным мерам были получены средства, которые позволили сформировать работу новой, компетентной команды. Её первой задачей стало реализация запасов и разработка нового позиционирования продукта.
3
Создание отдела продаж
Чтобы как можно скорее реализовать ранее произведенные запасы, я предпринял ряд следующих шагов, привлекая к работе всех сотрудников, которые получали знания и навыки непосредственно на практике.

  • Была создана система продаж, основанная на привлечении действующих продавцов MLM-компаний в направлении БАД, уже имеющих собственные каналы сбыта и необходимые навыки.

  • На основе информации, полученной от продавцов и покупателей, были разработаны новые рекламные, промо- и информационные материалы для презентаций и поддержки торговых представителей.

  • Была внедрена система мотивации для торговых представителей, что способствовало повышению их заинтересованности в работе.

  • Была запущена программа клиентской лояльности, направленная на поощрение крупных, повторных и рекомендованных покупок.
4
Системные изменения
Параллельно с сокращением расходов и повышением продаж провёл следующие изменения для повышения эффективности труда.

  • Автономность процессов. Процессы компании стали независимы от материнской группы, благодаря созданию собственной минималистичной и эффективной IT-структуры на основе готовых решений.

  • Единоначалие. Менеджмент, маркетинг и продажи стали работать сообща, обмениваясь обратной связью и данными.

  • Анализ данных. Еженедельно анализировалась информация, полученная от сотрудников продаж, маркетинга и поддержки клиентов.

  • Постановка целей. Совместно с командой были определены ключевые ориентиры и показатели эффективности OKR и KPI с щедрым премированием продавцов по результатам.

  • Результативная культура. Сформирована культура с геймификацией личных достижений продавцов, поощряющая внутреннюю конкуренцию и взаимопомощь, что способствовало обмену идеями и повышению продаж.
Маркетинг и продажи
Результаты
Уже в первый месяц с момента начала работы сети команд опытных торговых представителей, месячные доходы превысили расходы.

Благодаря качественной подготовительной работе и системе мотивации продавцов, большинство продаж удалось сделать повторными, за 6 месяцев реализовав почти весь запас товаров, достигнув маржинальности продаж более 50%.
George Borshin, 2024