Георгий Борщин
Система работает правильно тогда, когда те, кто принимает решения, несут за них всю полноту последствий.




Развитие бизнеса и рост выручки
Системы продаж, Маркетинг и PR
Антикризисный менеджмент и системная оптимизация
Rimarka
Переход от реактивного управления и стагнации к росту выручки и стратегическому менеджменту. Системная оптимизация и трехкратное повышение прибыли за два квартала
Бренд Rimarka с 2015 года специализируется на создании дизайнерской женской одежды и аксессуаров. Вечерни и дневные платья бренда особенно популярны у российских бьюти-блогеров и их аудитории.
С февраля 2022 года компания столкнулась с серьёзными трудностями из-за резких изменений рынка, постепенно теряя рентабельность и чистую прибыль. С января по июнь 2023 года мы работали с руководством компании с целью кардинального исправления этой тенденции.

*В согласии с договором, описание кейса не содержит внутренних документов компании и иных конфиденциальных данных.
1
Задача
ППо итогам анализа документации и гемба-walk и короткого опроса сотрудников всех уровней, сложилась причинно-следственная картина, каждый пункт которой сам по себе является серьезной проблемой на конкурентном рынке.

  • По мере многолетнего роста компании, руководство сохраняло фокус на операционном менеджменте, почти не делегируя соответствующую ответственность опытным сотрудникам. В свою очередь, стратегические задачи остались за скобками внимания, что особенно и ударило по компании в результате масштабных перемен на рынке в 2022 году.

  • В результате, к началу крупных рыночных изменений системы Вытягивания и управления ресурсами не были созданы, а товар производился крупными партиями методом интуитивного анализа будущего спроса.

  • Неточность таких методов месяц за месяцем увеличивала незавершенное производство (WIP) и запасы готовой продукции на складах, замораживая в них деньги компании.

  • Необходимость избавляться от нарастающих запасов привела к постоянным скидкам, которые привели к эффекту каннибализации, следственно влияя на общую ценовую политику и снова снижая рентабельность предприятия. Падение рентабельности подтолкнуло руководство перевести часть сотрудников на сдельную оплату ради снижения затрат. Это мотивировало сотрудников сосредоточиться на увеличении количества (и так часто избыточного) в ущерб качеству. Все это еще более негативно отражалось на управлении производством, росте запасов и повышении брака и возвратов товара.
Эта нисходящая спираль причин и следствий перегрузила руководство компании «тушением пожаров», увела фокус от развития бизнеса, задач стратегического характера: развития адаптации производства под рынок, маркетинга и продаж, логики бизнес-процессов.

В результате такой управленческой стагнации и отсутствия проактивных действий при постоянном изменении рыночных условий, к 2023 году прибыль компании снизилась практически до нуля , представляя собой фактически лишь зарплату владельцев за исполняемые ими руководящие обязанности.
2
Решения
После проведения всестороннего анализа рынка и аудита, мы начали с систематизации процессов, что позволило создать чёткую и эффективную систему регламентов. Это стало фундаментом для построения системы Вытягивания, позволяющей оптимизировать управление ресурсами и избежать излишков производства.


Были распределены зоны ответственности между руководителями, создано четкое разделение компании на отделы и прописаны регламенты для конкретных позиций, правила взаимодействий между сотрудниками. Введена единая система управления на основе российской системы Pyrus.
3
Подчинение системы
Мы пересмотрели культуру управления, внедрив делегирование и распределение обязанностей между директорами и сотрудниками, что значительно снизило нагрузку на руководство.
Всё это стало возможным благодаря системной оптимизации с интеграцией ERP, CRM и CMS, позволившей улучшить связность и эффективность бизнес-процессов компании.

Для лучшего понимания: прежде системы управления, например, МойСклад, использовались де-факто в качестве электронной картотеки (что происходит, вероятно, в 70% российских МСП). Одна из ключевых системных функций автоматизации на основе Канбан — управление процессами закупок и производства по остаткам каждой складской позиции — просто не использовалось.

Зарплата сотрудников производства (швеи, закройщики, утюжники) была переведена со сдельной на систему оклад + премия. Одновременно смещен фокус от неконтролируемого производства невостребованных излишков на поддержание запасов в заданных пределах и их быстрого движения по торгово-производственной цепи по системе Вытягивания в соответствии с продажами. Для этого использовались возможности автоматизации системы МойСклад в сочетании с визуализированными практиками Канбан и контроля WIP непосредственно на производстве.
4
Маркетинг и продажи
Одновременно был задан фокус на перестройке маркетинга, чтобы избавиться от избыточных запасов и устойчиво повысить продажи.

Как выяснилось, к моменту начала моей работы, маркетинговый бюджет компании стал жертвой снижения прибыли и ограничивался уже лишь зарплатой специалиста по SMM, который, несмотря на свой двухлетний опыт работы в компании и выдающийся рост навыков интернет-маркетинге, оставался ограничен микроменеджментом руководства.

Для исправления ситуации, работа одного из руководителей компании была сфокусирована на маркетинге и его стратегии, включая работу с VIP-клиентами, инфлюенсерами, коллаборации и мероприятия бренда. Часть освобожденных средств от излишков продукции была сразу направлена восстановление маркетингового бюджета. Была расширена зона личной ответственности SMM-специалиста до интернет-маркетолога и помощника руководителя по маркетингу.

Изменена система мотивации продавцов с расширением зоны ответственности и повышением их воспринимаемого статуса в компании и соответствующим уровнем работы с клиентами с фокусом на повторные продажи и установление отношений.
Я уделил особое внимание повышению клиентоориентированности, внедрив программу лояльности, CRM-маркетинг, рассрочку «Долями» и быструю доставку. Это значительно улучшило опыт взаимодействия клиентов с компанией, что нашло выражение в постоянном росте повторных покупок. Благодаря всему этому удалось стабильно увеличивать выручку каждый месяц от начала работы.
5
Результаты
Уровень WIP и складских запасов снизился более чем на 70% за первый квартал. По мере внедрения решений, система начала функционировать, адаптируясь под изменяющийся спрос для восполнения реально проданной продукции и, таким образом, ориентируясь на спрос и устойчивое повышение выручки бизнеса в целом. Созданная программа лояльности к концу 6-го месяца обеспечила более 30% повторных покупок к концу второго квартала сотрудничества с постоянным ростом. Первоначально несущественная прибыль компании за 6 месяцев увеличилась на 350%, что позволило руководству инвестировать в дальнейшее развитие.

Руководство высвободило время для стратегических задач, делегировав значительную часть операционки. Это повысило фактические позиции и расширило зоны ответственности большинства сотрудников, благодаря чему удалось сохранить в компании и повысить вовлеченность ключевых сотрудников, повысив прибыль на сотрудника с относительно малым увеличением зарплатных расходов.
George Borshin, 2024